Холодное оружие. Мечи востока.Японские мечи.

Холодное оружие. Мечи востока. Японские мечи и их клинки.
КАТАНА (утигатана)- японское холодное оружие, длинный самурайский меч.

катана с ножнами Общая длина меча — 90-120 см, длина рукояти около 30 см, вес около трех килограммов, толщина колеблется от 5 см со стороны обуха до толщины волоса и тоньше со стороны лезвия. Рукоять катаны обычно деревянная, обтягивается акульей кожей или кожей ската, либо тканью с обмоткой шелковой тесьмой.

Гарда катаны имеет чаще всего круглую, а также лепестковую, многогранную, сложную ажурную форму; украшалась резьбой, чеканкой, инкрустацией из серебра, золота, слоновой кости.

Ножны катаны изготавливаются из дерева магнолии, покрываются черным или цветным лаком и украшаются бронзовыми накладками. В устье ножен часто располагаются в небольших специальных гнездах маленькие ножи. Рукоятки ножей декорируются в том же стиле, что и сам меч.

До революции 1868 самым прекрасным предметом искусства в глазах истинного японца клинок его сабли. Издавна народ придавал чрезвычайное значение достоинству и совершенству этого оружия. Вот почему ни одна профессия не пользовалась таким уважением, как кузнечное дело; нередко лица знатных фамилий занимаются им и приобретали в этом мастерстве большое искусство.

катана с ножнами Японский меч - страшное оружие; клинок средней величины, прекрасной закалки, мог одним ударом снять голову противника. За некоторые клинки было заплачено баснословно дорого, и такая дороговизна объясняется долгими месяцами тяжелой работы, которая была необходима, чтобы довести до совершенства ковку и закалку какого-нибудь выдающегося клинка. Японская сабля олицетворяет собой чувство чести и храбрости; оно служит благородным целям войны и вместе орудием исполнения судебных приговоров, она мстит за полученное оскорбление и смывает кровью "харакири" угрызения встревоженной совести.

Этикет меча был столь же сложен, как и торжественен. Ударить ножны своего меча об ножны другого считается: уже важной ошибкой против правил этикета; повернуть ножны как бы намереваясь обнажить меч, уже равняется вызову.

Если, разговаривая с кеи-нибудь, положить оружие на пол и толкнуть ногой рукоять в сторону собеседника, то это считается смертельной обидой(расценивалось как предложение сделать харакири). Невежливо вынуть катану из ножен в присутствии других, не спросив предварительно разрешения у каждого. Войти в дом друга с саблей означало разрыв дружбы, Те, которые по своему положению могли являться в сопровождении слуги, должны были оставлять оружие на попечение последнего, если были одни, то снимали оружие при входе, где слуги хозяина должны немедленно принять его, но не голой рукой, а шелковым платком, который только и служил для этой церемонии; затем сабля кладется на особенную подставку, которая должна находиться на почетном месте около гостя, и вообще, оружию гостя предписывается оказывать то же уважение и внимание, как и ему самому.

Большой меч, или если их носили два, отстегивался от пояса, не вынимаясь из ножен, и клался по правую руку своего хозяина, так чтобы он не мог его обнажить. Вообще меч никогда не кладется по левую сторону, за исключением случаев, представляющих непосредственную опасность нападения.

Показывать обнаженный меч считается большим оскорблением, если это не делается с целью дать возможность друзьям полюбоваться прекрасным клинком; точно также не в правилах вежливости просить показать меч, если он не представляет собой ценного экземпляра, так что просьба могла бы польстить самолюбию хозяина.

В таких случаях оружие показывают со стороны обуха, обращая рукоятку влево и лезвием к себе; собеседник не может дотрагиваться до рукоятки иначе как куском шелка, который обыкновенно имеется у каждого в кармане, или куском чистой бумаги; клинок полагается выдвигать из ножен постепенно, чтобы любоваться им по частям; весь клинок выдвигается только по настоятельной просьбе гостя; при этом хозяин должен выказывать большое замешательство и держать клинок на большом расстоянии от присутствующих.

Налюбовавшись им достаточно, клинок следует тщательно обтереть специально употребляющимся для того полотенцем, вложить в ножны и в том же виде возвратить хозяину. Маленький меч остается на поясе и снимается хозяином и гостем только в случае продолжительного визита. Женщине допускается носить меч, только когда она находится по дороге одна, кроме того, меч надевают и придворные дамы в случае пожара во дворце (на случай защиты от мародеров или захватчиков, что нередко было одним и тем же)
Закалка может быть прямой или волнистой. Высоко ценится закалка, представляющая несколько широкие, правильные извивы, но лучшей закалкой в глазах знатока считается прямая, несколько матового оттен­ка.

Благодаря заботам, которыми их окружали, клинки в течение столетий сохраняют чистый зеркальный блеск. Есть старинные клинки, у которых весь стержень поврежден ржавчиной, испещрен отверстиями, следами неоднократной перемены рукоятки, а клинок между тем от рукоятки до острия выглядит так, будто бы он только что вышел из мастерской.

Почти все более или менее ценные клинки помечены подписью мастера, на некоторых даже выставлено число. Надпись всегда выбита на стержне горячим путем.

Исключительные экземпляры клинков украшены гравировкой, исполненной резцом. Удивительно искусство, с которым делают японцы на своих клинках из такого материала, как сталь, не только вычеканивали, а также и сквозные узоры, до такой степени тонкие и нежные, как будто бы они были отлиты. Чаще всего эти узоры изображают обвиваю­щихся или грызущих копье драконов, девизы, гербы, а иногда простые желобки; реже это фигуры божеств. На некоторых Ьчень рос­кошных клинках узоры были не только вычеканены, но и насечены золотом и серебром.

Древний боевой меч имел прямой, копьевидный клинок, с двумя лезвиями. Во время феодальных войн были в большом употреблении мечи для двух рук, но по мере смягчения нравов белое оружие делается все легче и меньше.

Меч, которым совершался обряд харакири (распаривания живота), имела среднюю величину, представляют середину между большим, мечом и кинжалом. Обряд этот - обычай самоубийства, распространенный среди высшего сословия; к нему прибегают люди, решившиеся добровольно покончить свою жизнь или осужденные на смерть за проступок, не позорящий их чести и не влекущий за собой потери или понижения в военном чине.
Харакири, несмотря на всю свою жестокость, был для древнего общества морализующим учреждением, которое более чем что-либо способствовало поддержке военных добродетелей. По древнему положению каждый японец должен во всякую данную минуту быть готовым к прекращению своей жизни распарыванием живота. В настоящее время этот обычай, подобно многим, не практикуется более, к тому же ношение и употребление меча запрещено с 1868 года, армия экипированана европейский образец и вооружена

Клинки провинции Бицена всегда пользовались вполне заслуженной известностью. Это самая богатая провинция в Японии по количеству добываемого железа и каменного угля. Самые известные художники и мастера принадлежат этой провинции и провинциям Ямато, Ямаширо и Этчицент.

В царствование Шиу-муна производство клинков достигло высокой степени совершенства. Особенно прославился Амакуни из Ямато, живший в VIII столетии, Шинсоку из Бицен был мастером императора Гейцей (начало IX столетия); Огара Санемори жил в середине Ц( столетия; его произведения принадлежат к числу наиболее известных и не имеют себе соперников. Главным мастером Х столетия был Мунечика из Киото. В ХI столетии выдающейся красотой своих доспехов прославился Йошиейе, из той же провинции. Император Готоба в конце ХII столетия был такой любитель клинков, что держал при своей особе 12 знаменитых ковачей для 12 месяцев года.

В XIII столетии следует отметить трех мастеров: Иошимицу, Кунию­ки и, в особенности, Кунитоши, именем которого помечен один из самых дорогих клинков храма Ицуку-Шима; в течение XIV столетия просла­вились Масамуне, затем Каниюжи и Оканемицу; в ХУ и ХУI столетии наи­более известны Канесада, Канесане, Фуживара-Ужифусса - три очень знаменитых мастера - и, наконец, Уметада Миожиу, который в 1546 году был вы­зван в Киото. С ХVI столетия главным центром производства клинков стано­вится город Оссафуне провинции Би­цен; там получили свое развитие таланты таких мастеров, как Гарумицу, Сукезада, Киумиоцу и многих других.

В ХVIII столетии кузнецы не имеют уже исторической известности; в этот период покоя и тишины оружие является только предметом роскоши, зато иногда большой роскоши, чему доказательством служат прекрасные клинки Наотане. Самые драгоценные мечи сохраняются в храмах, и великолепной коллекцией отличается храм Ицуку-Шима; мечи Ибритомо хранятся в храме Гат­шимана в Камакура, а мечи Иея – в главном храме Никко. Остальное японское оружие не заслуживает внимание. Копья имеют очень узкое железко и скорее напоминают дротики; клинки топоров узки, тяжелы и грубой формы, так как ими занимались ученики и считались черновой работой.

Анатомия Катаны

Многие знатоки холодного оружия считают самым совершенным образцом боевого клинка за всю историю человечества японский самурайский меч «катана». Не только благодаря качеству его стали и изяществу отделки, но и потому, что ряд принципов конструкции катан, остающейся практически неизменной с 14 в., лег в основу многих моделей современного боевого холодного оружия.

Классическая катана, иначе именуемая «дайто», — это меч с изогнутым клинком длиной от 61 до 75 см, заточенным с одной стороны и одинаково удобным для пешего и конного боя. Его лезвие стандартной шириной 3 см обычно имеет толщину в 0,5 см возле закрывающей 30-сантиметровую рукоять круглой чашки-гарды — «цубо» и сужается к концу острия — «киссаки» до толщины волоса. Центр тяжести такого меча смещен к острию, что облегчает рубящие удары. Масса катаны в зависимости от длины составляет 0,9-1,2 кг.

Именно этот меч стал считаться в Японии символом самурайского достоинства, «оружием души» благородного воина, строго соблюдавшего сложные ритуалы даже повседневного ношения катаны. Так, признаком достоинства самурая считалось наличие 10 и более мечей, различавшихся формой и расцветкой ножен и рукоятей и предназначенных для ношения (в паре с идентично оформленным коротким «вакидзаши») в разных ситуациях — на придворных праздниках, охотах, и, разумеется, на войне. Если самурай хотел оказать свое миролюбие, то вешал катану на правый бок — когда извлечь его из ножен было труднее. Катана на левом боку указывала, что ее хозяин «вышел на тропу войны».

Приходя в гости, самурай тут же передавал катану слуге, который с поклоном водружал меч лезвием вверх на специальную подставку. Если визит носил особо дружеский характер, гость снимал и короткий вакидзаши, укладывая его под правую руку рукоятью к себе. Обернуть рукоять к собеседнику считалось оскорблением, поскольку этот жест означал сомнение владельца клинка в фехтовальном мастерстве собеседника. Угрозой для чести хозяина меча и даже поводом для поединка считались случаи, когда собеседник касался меча гостя случайным неловким жестом. Напротив, хозяин меча считал для себя большой честью, если его собеседник, восхитившись красотой клинка, просил разрешения полюбоваться им, трогая лезвие через тонкую прозрачную ткань (чтобы прикосновение влажных пальцев не стало причиной ржавчины).По гибкости, прочности и остроте катаны превосходили арабские булаты, не говоря уж о мечах европейской ковки. Сравнивая их химический состав, современные металлурги установили, что содержание фосфора в японских катанах не превышает 0,003%, тогда как в булатных клинках оно составляет 0,02%. Но это — сухие цифры. А наглядной иллюстрацией качеств самурайского меча служит из вестный эпизод американского фильма «Телохранитель», когда главный герой в исполнении К.Костнера роняет на лезвие лежащей на подставке катаны шелковый платок — и он мягко распадается надвое... Впечатляют и выступления мастеров японского фехтования «кендзюцу», разрубающих мечами летящих стрекоз, рисовые зерна и падающие капли дождя.

Любой турист, посетивший Страну восходящего солнца, может купить там сувенирные катаны и вакид-заши классических форм и размеров, изготовленные промышленным способом из стали марки «440». Конечно, их качество так же далеко от подлинных самурайских клинков, как быт современных японцев от образа жизни их предков 300-летней давности. Уже с середины 19 в. искусство старых мастеров было подорвано массовым коммерческим производством, а с 1945 до 1953 г. изготовление таких мечей было вообще запрещено американскими оккупационными властями как «рецидив японского милитаризма».

После отмены этого запрета японские власти, стремясь возродить древнее мастерство, создали Общество сохранения искусства производства мечей, заодно распорядившись собрать и переплавить изготовленные массовым способом дешевые клинки, выделанные между 1905 и 1945 гг. Но и сейчас в Японии насчитывается не более 300 мастеров «муканса», умеющих вручную сделать клинок, подобный старинному. Из-за большого срока обучения и накопления опыта средний возраст таких мастеров превышает 60 лет. Следуя правилам своей гильдии, они имеют право производить ежемесячно не более двух катан. Обычно их делают по заказам богатых потомков самурайских родов — в подарок родне или местным храмам.

Чтобы воочию увидеть настоящий самурайский меч, россиянам не обязательно ехать в Японию. За последнее столетие наша страна дважды получала богатейшие коллекции старинного японского оружия — как трофеи войн 1905 и 1945 гг. С тех пор в экспозициях петербургских Эрмитажа и Кунсткамеры, а также в музеях Приморья хранятся уникальные придворные и боевые мечи старинной работы. К сожалению, в последнее время они все чаще привлекают внимание не только бескорыстных ценителей, но и банальных воров.
Hosted by uCoz