Танк - это мощная боевая машина, управляемая (пока еще) человеком. На защищенном высоко
проходимом шасси за броней спрятано современное оружие и экипаж.
Первые попытки создать «танк» предприняли римляне. Именно так можно рассматривать их
тяжелые колесницы. С сегодняшней точки зрения самой ненадежной точкой такого «танка» была
«силовая установка», лошадь. Да и полезная нагрузка постоянно росла: лучники – пулемет –
пушка.
Возможность замены лошади появилась с изобретением двигателей внутреннего сгорания. На
колесное шасси установили орудие, экипаж спрятали за надежной броней. Изделие получилось
хорошее, но ввиду большого веса проходимость оставляла желать лучшего. Что толку от
броневика, если в сотне метров от дороги он терял всякую подвижность? Совсем как в
поговорке: «Чем круче джип, тем дальше бежать за трактором».
В общем, для перегруженных бронированных жуков стали использовать гусеницы, стальные ленты,
по которым колеса-катки катятся, словно по асфальтированному шоссе. С точки зрения схожести
внешнего вида эти машины, наверное, было бы правильно жуками и называть. Но в русском языке
прижилось английское слово «танк». Почему? Виновата секретность.
Пионеры танкостроения - англичане - доставляли невиданное доселе оружие на фронты Первой
мировой в обстановке строжайшей секретности. В штабных сводках и газетах их именовали tank
(котел). Одновременно распускались слухи о крупнейшем русском заказе. Даже брезент, которым
укрывались танки на железнодорожной платформе, украсили надписями на русском. С тех пор и
британцы, и русские называют этих жуков танками.
Изобретение танков и их массовое использование спровоцировано потребностями Первой мировой
войны. Воюющие стороны были хорошо оснащены стрелковым оружием, что не позволяло
противникам отправлять в атаку привычные ранее солдатские цепи. Господин «Maxim» легко
доказал несостоятельность пехотных атак. Генералы призадумались, а пока они думали, войска
по обе стороны фронта рыли землю и устанавливали проволочные заграждения.
К тому времени уже существовали и доказали свою эффективность бронепоезда. Их появление
вблизи окопов коренным образом изменяло ситуацию в пользу одной из сторон. Но железные
дороги были далеко не везде. Вот тут-то и посетила чью-то голову удачная мысль дать каждой
боевой машине собственные рельсы – гусеницы.
На поле боя железные монстры впервые выползли 15 сентября 1916 года, в битве на реке Сомме.
Британцы собрали в мощный кулак тридцать два чудовища «МК 1», которые легко прорвали
немецкую колючую проволоку и заровняли окопы. Потери составили 12 машин, которые либо
поломались, либо застряли в осенней грязи. Технические недоработки не омрачили радость
победы и не стали поводом усомниться в эффективности новшества. Новая, танковая, эра
началась.
Вот уже более девяти десятков лет бронированные самоходные боевые машины перепахивают поля
сражений и учений. Но развитие военной мысли не останавливается. Мощные противотанковые
средства есть в любой армии. Их наличие привело к тому, что расчетная боевая жизнь грозной
машины составляет всего несколько минут. Танки изживают себя, их время проходит. Что придет
им на смену? Кто знает...
|