
Когда речь заходит о бронетанковой технике, созданной в период второй мировой войны, то, по
единодушному мнению военных специалистов, лучшим танком по комплексу боевых качеств был
советский Т-34. Впрочем, мы можем назвать еще KB и ИС - тяжелые танки. Однако были и другие
боевые гусеничные машины, сыгравшие немалую роль в боевых действиях и оказавшие
существенное воздействие на послевоенное развитие этого рода войск. Это американский М-4,
английский "Центурион", немецкая "Пантера". У каждого из них были определенные достоинства
и удачные конструктивные решения, которые были использованы создателями бронетанковой
техники. Если попросить специалиста назвать три лучших в мире танка, созданных в
послевоенные годы, то среди них наверняка будет упомянут советский Т-54. Ведь в нем
наиболее полно был осмыслен опыт применения бронетанковой техники во второй мировой войне.
"Танк Т-54 отличается достаточной подвижностью, рациональной конфигурацией корпуса и башни
и более мощным вооружением, чем у машин этого класса других государств,- отмечал, к
примеру, западногерманский эксперт Ф. Зенгер-унд-Эттерлин. - Форма башни заслуживает самой
положительной оценки!" ...Усиление бронезащиты танков и самоходок вермахта в последний
период второй мировой войны заставило советских конструкторов повышать огневую мощь боевых
машин, в том числе наиболее массовых - средних танков.

В 1944 году сотрудники конструкторского бюро Уральского танкового завода разработали
самоходную артиллерийскую установку СУ-100 с дальнобойной 100-мм пушкой Д-10 С, которая
прекрасно зарекомендовала себя в боях. Было решено поместить Д-10С во вращающуюся башню
танка, и в следующем году изготовили несколько Т-34-100. Но на испытаниях выявилось
неприятное обстоятельство - трансмиссия машины оказалась слабой для такой артсистемы,
экипаж не мог вести огонь на ходу. Однако опыт, накопленный в ходе создания усиленной
тридцатьчетверки, помог при работе над модернизированным Т-44-100, а также новым танком.
После испытаний и неизбежных доводок его приняли на вооружение под обозначением "Т-54
образца 1946 года". Простой и технологичный корпус Т-54 в основном заимствовали у Т-44.
Как и у того, на лобовом листе не было смотровой щели для механика-водителя, а вместо нее
на крыше корпуса установили два призменных, перископических прибора наблюдения МК-1К.
Лобовой лист, став монолитным, лучше переносил попадания снарядов. Более крупную башню
улучшенной конфигурации, у которой толщина брони в лобовой части достигала 200 мм, также
разместили в центре танка. Она несколько выходила за габариты корпуса, поэтому по бортам
сделали местные утолщения. В цилиндрической маске установили пушку Д-10Т и спаренный с нею
7,62-мм пулемет СГ-43.
Вертикальная наводка осуществлялась телескопическим шарнирным прицелом ТШ-20,
горизонтальная - электроприводом, управляемым командиром и наводчиком. Впервые на советском
среднем танке установили на турели зенитный пулемет ДШК, который обслуживал заряжающий. Два
курсовых пулемета СГ-43 разместили не в лобовом листе, а в бронированных коробах на
гусеничных полках, оборудовав их дистанционным управлением. Почти без изменений применили
отработанную на Т-44 схему моторно-трансмиссионного отделения, но использовали дизель В-54
с увеличенным крутящим моментом и планетарные, двухступенчатые механизмы поворота-
Напомним, что в танках с бортовыми фрикционами водители-механики при поворотах должны были
неоднократно притормаживать гусеницу или пробуксовывать фрикцион, перегревая диски. А на
Т-54, поставив рычаг в первое фиксированное положение, можно было разворачивать машину с
постоянным радиусом около 9 м, во второе - тормозить гусеницу, а в промежуточное - плавно
вести танк. Добавим, планетарный механизм позволял преодолевать без переключения передач
внезапно появлявшиеся препятствия и участки тяжелого грунта- поставив рычаг в первое
положение, механик-водитель увеличивал крутящий момент на ведущих колесах в 1,42 раза. Хотя
Т-54 был тяжелее предшественника, он отличался лучшими тяговыми и динамическими
характеристиками, что удалось добиться после серьезной переделки ходовой части. Например,
гусеницу сделали мелкозвенчатой, с цевочным зацеплением и развитыми грунтозацепами, опорные
катки усилили. Для парирования угловых колебаний впервые в стране на первом и последнем
узлах торсионной подвески поставили лопастные гидроамортизаторы.

В таком виде машину выпускали до модернизации в 1949 году. Статистика показала, что 90%
попаданий в танки приходилось примерно в метре от земли, а раз так, толщину лобового листа
уменьшили. Применили башню с узкой амбразурой для пушки. На первых Т-54 ее снимали с
маской, теперь, приподняв башню сзади, выкатывали спаренную установку на корму. Пулеметы на
гусеничных полках убрали, а зенитный оборудовали улучшенной турелью. В силовой установке
применили усовершенствованный мультициклонный воздухоочиститель с масляной ванной и
эжекционным отсосом пыли, а также форсуночный предпусковой подогреватель масла, сокративший
подготовку двигателя к запуску в холодную погоду. Позже подобными агрегатами оснащали все
образцы бронетанковой техники. Гусеницу расширили на 80 мм, уменьшив удельное давление
машины на грунт. Спустя два года, в разгар "холодной войны", когда на вооружение армии США
поступило ядерное оружие, Т-54 вновь модифицировали. Новая полусферическая башня без замана
(обратный скос) стала прочнее и проще в производстве.
На танке появился новый прицел и улучшенные уплотнения трущихся частей, подшипников и
электроприборов, защищавшие их от пыли, а также детали, к которым крепили трал. В том же
году выпустили Т-54А, оборудованный "Горизонтом" - стабилизатором пушки в вертикальной
плоскости с автоматизированным электроприводом наведения и эжекционным устройством для
продувки ствола - уменьшилась загазованность боевого отделения после выстрела. Теперь
танкисты могли вести прицельный огонь и на ходу. В силовой установке установили ступенчатый
воздухоочиститель и управляемые жалюзи радиаторов для поддержания оптимального режима
работы дизеля. В 1952 году провели новую, теперь уже комплексную модернизацию машины,
завершившуюся появлением Т-54Б, отличавшегося от предыдущих наличием "Циклона" -
стабилизатора вооружения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Это значительно
повысило точность огня из пушки Д-10Т2С с ходу. Места командира, наводчика и механика-
водителя оборудовали инфракрасными приборами ночного видения и ночным прицелом, Кроме того,
пятьдесятчетверки последних серий оснащались комплектом для самостоятельного форсирования
водных преград. Это были труба-воздухозаборник, крепившаяся на вентиляторе, клапан для
выброса за борт отработавших газов, водоотливной насос, гирокомпас и комплект для
уплотнения крыши моторно-трансмиссионного отделения, маски и погона башни и амбразур.

Экипированный ими танк мог, что называется, вброд преодолевать реки глубиной до 5 м и
шириной 700 м. С 1954 года небольшой серией производили командирский Т-54К, имевший в
отличие от базового образца две радиостанции, зарядный агрегат, навигационное оборудование
и другую аппаратуру, из-за которой пришлось несколько уменьшить боекомплект. Кроме того,
двумя годами раньше создали ОТ-54. У него вместо спаренного с пушкой пулемета стоял
автоматический пороховой огнемет АТО-1, а в носовой части размещался бак, вмещавший 460 л
огнесмеси. Она подавалась в АТО-1, и когда на его поршень давили пороховые газы,
образовавшиеся после последовательного подрыва спецпатронов, он выбрасывал струю пламени
на дистанцию 160 м. Автоматическая перезарядка позволяла танкистам в буквальном смысле
слова вести огонь очередями по 15-20 выстрелов в минуту. С 1946 года Т-54 и его
модификации по всем параметрам превосходили иностранные средние танки, а его орудие было
самым мощным. Лишь спустя 12 лет англичане создали более мощную танковую пушку калибром
105 мм. На базе пятьдесятчетверки у нас выпускали самоходную артиллерийскую установку
СУ-122, тягач БТС-2 и подъемный кран СПК-12Г. Производившиеся массовой серией Т-54
поставлялись странам - членам Варшавского Договора и в некоторые государства Ближнего
Востока, где, кстати, успешно прошли боевое крещение. А в КНР эта машина выпускалась под
маркой Т-59.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Боевая масса, т |
36,4 |
Экипаж, чел |
4 |
Размеры |
длина с пушкой вперед 9000
длина корпуса 6040
ширина 3270
высота по крышу башни 2400
клиренс 425 |
Пушка
марка / тип |
Д-10ТГ / НП |
калибр, мм |
100 |
Пулеметы |
зенитный, марка / калибр, мм ДШК / 12.7
спаренный и курсовой 2 х СГ-43 / 7.62 |
Боекомплект |
выстрелов 34
патронов 12.7 мм 200
патронов 7.62 мм 3500 |
Двигатель марка / тип |
В-54 / дизель |
мощность, л.с. |
520 |
Максимальная скорость, км/ч |
50 |
Запас хода, км |
440 |
Удельное давление, кг/см2 |
0.81 |
Препятствия, м |
вертикальная стенка 0.8
ров 2.7
брод 1.4 |
крен и подъем, град |
30 |