Торпедное оружие. Торпеды второй мировой войны. Немецкие торпеды

Торпедное оружие. Торпеды второй мировой войны. Немецкие торпеды
Главным оружием немецких лодок во Второй Мировой войне было торпедное.

Торпедные аппараты, по большинству параметров сходные с аналогичными других мировых флотов, тем не менее, имели ряд интересных особенностей. Выталкивание торпеды из них осуществлялось не сжатым воздухом, а специальным пневматическим поршнем, что значительно упрощало систему беспузырной торпедной стрельбы. Конструкция аппарата обеспечивала свободный выход торпеды с глубин до 22 м. Перезарядка занимала сравнительно немного времени - для торпед хранившихся внутри прочного корпуса от 10 до 20 минут.

Торговое судно поражено торпедой типа G7a.
Отчетливо виден след пузырьков от ее двигателя.

Тип Модификация Двигатель Скорость/Дистанция
G7a T1 Сжатый воздух (жидкостное охлаждение) 6000 м/44 узлов
8000 м/40 узлов
14000 м/30 узлов
G7e T2 Электрический 5000 м/30 узлов
T3 Электрический 5000 м/30 узлов
T4 Электрический 7500 м/20 узлов
G7s T5 Электрический 5700 м/24 узлов
T11 Электрический 5700 м/24 узлов

Важное место в комплексе торпедного вооружения подлодки занимал размещенный в боевой рубке счетнорешающий прибор "форхальтерехнер". Механически в него по-ступали данные о курсе подлодки и ее скорости, а также считываемое с азимутального круга перископа или визира "надводной прицельной оптики" направление на цель. Обслуживавший СРП обер-фельдфебель вручную по командам командира вводил в прибор курс, дистанцию, скорость и длину цели. В течение нескольких секунд после этого прибор рассчитывал все необходимые для стрельбы данные и вводил их в торпеды. Стрельба осуществлялась по команде командира путем нажатия кнопок на стойке управления стрельбой, размещенной в центральном посте.

Разгрузка торпед с подлодки типа VII-B.

В течение всей войны в германском флоте на вооружении находилось два базовых про-екта торпед: сконструированная в начале 20-х годов парогазовая G7a и "бесследная" элект-рическая G7e. Обе торпеды имели длину 7186 мм и 280-кг боевое зарядное отделение (БЗО). Торпеды имели различные скоростные харак-теристики. На G7a могли устанавливаться режимы 44-, 40- и 30-узлового хода, при которых она могла пройти 5500, 7500 и 12500 м соответственно (позднее дальности хода возросли до 6000, 8000 и 14 000 м). G7e на испытаниях в 1929 г. прошла всего 2000 м 28-узловым хо-дом, но к 1939 г. эти показатели возросли у нее до 5000 м 30-узловым. В 1943 г. на вооружение поступила новая модификация G7e (ТЗа), в которой дальность удалось довести до 7500 м 29 - 30-узловым ходом.

Развитие торпедного оружия германских субмарин в ходе войны в общих чертах выглядело следующим образом: к началу войны на вооружении находились торпеды G7a и G7e с контактно-неконтактным взрывателем (КНВ) Pil. Очень скоро выяснилось, что торпе-ды с неконтактным взрывателем зачастую срабатывают преждевременно, а иногда, проходя под целью, не взрываются вообще. Оказалось, что из-за неудачной конструкции торпед не обеспечивалась герметичность ее гидростата. Избыточное давление, неизбежно появляющееся внутри прочного корпуса при длительном плавании лодки в подводном положении, "надувало" гидростат и изменяло его показания. Кроме того, конструкция взрывателя не обеспечивала срабатывания ударника при попада-нии в цель под острым утлом. После устранения этих дефектов с мая 1940 г. торпедное оружие германских подводных лодок стало более надежным, правда, работоспособный КНВ, да и то только для торпед G7e, поступил на во-оружение лишь к концу 1942 г.

Следующая ступень модернизации торпед-ного оружия была напрямую связана с усложнением условий боевой деятельности в Атлантике в середине 1942 г. "Волчьим стаям" немецких подлодок становилось все трудней прорывать охранение конвоев, стрельба же с больших дистанций без прорыва охранения редко приводила к успехам. Ответом на возникшую ситуацию стало появление прибора маневрирования FAT для торпед G7a. Торпеда, оснащенная FAT, после выстрела могла пройти дистанцию от 500 до 12 500 м, после чего повернуть в любую сторону на угол до 135°. Дальнейшее движение осуществлялось со скоростью 5 - 7 узлов "змейкой": длина участка от 800 до 1600 м, диаметр циркуляции - 300 м.

Загрузка торпеды G7 через передний люк на U-94.

Вероятность попадания такой торпеды, выпущенной с носовых курсовых углов конвоя и двигающейся "змейкой" поперек курса его движения, оказывалась весьма высокой. С мая 1943 г. прибор FAT II (длина участка "змейки" 800 м) начал устанав-ливаться и на электроторпеду G7e. Из-за малой дальности хода этой торпеды, данная модифи-кация рассматривалась германским командова-нием как оружие самообороны, которое выст-реливалось из кормового торпедного аппарата навстречу преследующему эскортному кораблю противника.

Весной 1944 г. германское командование приняло на вооружение торпеду с прибором маневрирования LUT. По сравнению с пред-шественником новый прибор имел возмож-ность двухкратной установки поворотов по прохождению прямых участков траектории. Теоретически это давало возможность командиру подлодки атаковать конвой не с носовых курсовых углов, а из любой позиции. Длина участка "змейки" могла изменяться в любых диапазонах от 1 до 1600 м. Скорость торпеды во время прохождения "змейки" была обратно пропорциональна длине участка и составляла для G7a с установкой на начальный 30-узловой режим 10 узлов при длине участка 500 м и 5 узлов при длине участка 1500 м. Необходимость внесения изменений в конструкцию торпедных аппаратов и СРП ограничили количество лодок, подготовленных к использованию LUT всего пятью десятками. По оценкам историков в ходе войны немецкие подлодки всего выпус-тили более чем 10 000 торпед, из них только 70 торпед были оборудованы LUT.

Другой метод неприцельной стрельбы был реализован в самонаводящихся акустических торпедах. Работы над созданием этого оружия начались в Германии в 1934 г., но только в на-чале 1942 г. удалось получить первый пригод-ный для испытаний экземпляр. Торпеда, со-зданная на основе G7e получила обозначение Т4 "Фальке". Она имела 7500-метровую даль-ность хода при скорости в 20 узлов. Особенно-сти распространения шума винтов в подвод-ной среде требовали стрельбы с кормовых курсовых углов цели, но вероятность догнать ее у столь медленной торпеды была невысока.

Дальнейшим развитием Т4 являлась торпеда Т5 "Цаункёниг". За счет оснащения ее бо-лее совершенным взрывателем и прибором са-монаведения (улавливал шум винтов корабля, идущего на скорости от 10 до 18 узлов на рас-стоянии около 300 м), удалось значительно снизить вес и повысить скорость торпеды. Бо-евое крещение "Цаункёнига" состоялось вечером 20 сентября 1943 г., когда U-305 торпедировала канадский эсминец "Сент Круа" из состава охранения конвоя ON-202. В общей сложности атаковавшая конвой не-мецкая группа "Лейтен" доложила о семи до-стоверно и трех вероятно потопленных эсмин-цах, хотя реальные потери противника соста-вили только три корабля. С этого момента акустические торпеды прочно вошли в арсенал U-ботов. С апреля 1944 г. штатный боекомплект лодок состоял из трех Т5 и пяти LUT (вместо них могли приниматься две FAT I и три FAT II) в носовом отсеке и двух Т5 в кормовом.

Вопреки ожиданиям германского командования новое оружие не вызвало революционных изменений в ходе битвы за Атлантику. Лишь после войны выжившие подводники узнали, что их торпеды имели тенденцию к само-произвольному взрыву в кильватерной струе корабля. Быстро разобравшись в ситуации, союзники вычислили значения скорости хода, при которых прибор самонаведения не захватывал цель. В качестве средства самообороны на вооружение англо-американского флота поступила акустическая ловушка "фоксер", которую буксировали за эскортным кораблем.

Попытки немцев исправить положение принятием на вооружение новой модификации "Цаункёнига" Т11 с помехозащищенным прибо-ром самонаведения не дали ожидаемых ре-зультатов. По послевоенной статистике, ис-пользовав до конца войны около 640 торпед Т5 и Т11 немцы добились всего 58 попаданий (по другим данным 72; не ясно, включают ли эти данные случаи торпедирования кораблей советского ВМФ), что составило всего 9% из общего числа выпущенных - значительно меньше соответствующего показателя у обычных прямоидущих торпед в начале Второй мировой войны.
Hosted by uCoz